За миллиард лет до конца света
Feb. 28th, 2007 06:56 pmЯ, положим, понимаю когда Стругацких обввиняют в отстутствии патриотизма. Но обвинять их в отсутствии гуманизма - это воистину нечто новое в филологической мысли.
Нет. В гробу я видел такой нравственный императив.
Императивы вообще - вещь в хозяйстве опасная, поскольку при расширении легко обращающаются в свою противоположность. Но это уже другая история.
P.S. Если кто-то полезет спорить по ссылке - не переходите там на личность автора, пожалуйста.
Нет. В гробу я видел такой нравственный императив.
Императивы вообще - вещь в хозяйстве опасная, поскольку при расширении легко обращающаются в свою противоположность. Но это уже другая история.
P.S. Если кто-то полезет спорить по ссылке - не переходите там на личность автора, пожалуйста.
Позанудствую
Date: 2007-02-28 08:44 pm (UTC)Далее, оказывается, то, что Стругацкие или их герои — нехорошие люди, это новое слово в науке филологии. Есть, конечно, разные мнения о границах применимости филологии, но впервые встречаюсь с идеей, что филология призвана делать выводы о том, кто хороший человек, а кто нет. Таким образом, это вообще не мнение филолога. То есть мнение филолога в социологическом смысле (что сама
Если же для вас новым словом стало то, что у людей нет единого взгляда на то, кто хороший человек, а кто плохой — это само по себе поразительно. Скорее всего, я в гробу видел ваши нравственные императивы, а вы — мои; это не обязательно помешает нам беседовать или сотрудничать, но к появлению какой-то общей системы моральных оценок едва ли приведёт. В частных случаях оценки могут совпадать (хотя бы по знаку), но для системы этого мало.
Теперь о том, что делать филологу с этическими системами (и нужно ли что-нибудь делать). Чтобы понять Стругацких, надо, в частности, понять их этику. Не понимая, что для Стругацких капитулянт перед мирозданием, отказавшийся от завоевания природы, перестаёт быть человеком, и безразличный к людям экспериментатор тоже перестаёт им быть — нужно отказаться от любого содержательного анализа их книг.
Если я захочу узнать, писал ли Лермонтов Печорина как абсолютную сволочь или как-то иначе, я обращусь к профессионалу, филологу, и буду ждать от него ответа. Но если я захочу узнать, сволочь Печорин или нет, мы как-нибудь справимся сами, спасибо.
Re: Позанудствую
Date: 2007-03-01 02:59 am (UTC)А про филолога - это не к этической системе, а к богатой идее обуздывать науку и мнению о Марии Кюри. Но на эту тему столько всего написано, и самими Стругацкими, в частности, что и добавить нечего. Ну давайте "размостим мостовые и запретим науки" - это аж Салтыков-Щедрин.
Филилог с апломбом высказывающийся о физике - это довольно смешно и скучно. Мысль о том, что культурное воздействие США на Японию сводится у Хиросиме - из того же ряда.
Re: Позанудствую
Date: 2007-03-01 03:25 am (UTC)Местное же обсуждение перешло в другую плоскость, и в ответ на эти «впечатления» люди принялись доказывать, что это плохая филология. Подразумевается (да, у всех здесь), что филолог, когда высказывается по моральным вопросам, выступает в качестве эксперта. Но именно это я и отрицаю! Их экспертиза не простирается настолько далеко. Каким задумали персонажа Стругацкие — это пожалуйста, это филолог может и должен исследовать как специалист. А вот когда речь идёт о моральной оценке, филолог уже не специалист, а простой человек. Layman. Да, чьи-то моральные оценки иногда неинтересны, а иногда отвратительны. Но они не являются плохой филологией и дурным анализом, потому что они вообще не филология и не анализ.
Здесь я писал именно об этом и только об этом — о законной территории филологической экспертизы. Что я думаю по поводу лозунга «человечеству хватит жрать», я написал в другом месте.
Re: Позанудствую
Date: 2007-03-01 03:47 am (UTC)Я - программист, и мнения о полезности или вредности, скажем, молекулярной биологии у меня нет. В силу моей полной дремучести в этом вопросе. Но я же и не высказываюсь по этому поводу.
Ну а рассуждения о литературе у филолога должны быть все-таки более профессиональными. Она сама подставилась, ее никто не спрашивал, кто она по профессии. И уж если приспичило всерьез обсуждать является гнрой литературного произведения положительным или отрицательным - не стоит упоминать о своем гуманитарном образовании. Это примерно как я скажу: "Я программист, и точно знаю, что мой компьютер редкая сволочь"
Re: Позанудствую
Date: 2007-03-01 04:19 am (UTC)Здесь вы эксперт, а я нет (сужу по userinfo), но мне всё-таки кажется, что моя интерпретация весьма обоснованна.
Re: Позанудствую
Date: 2007-03-01 04:56 am (UTC)А что у меня в user info? Я - не филолог, вроде. Я технарь, испорченый математикой и некоторой долей графоманства.
Кстати грамотные, умные гуманитарии никогда подобных заявлений (я - филилог и поэтому...) не делают.
Да бог с ней. Для нас-то ведь это повод поболтать, правда? Пойду, что ли, Стругацких почитаю.
:-)
Date: 2007-03-01 04:29 am (UTC)Re: :-)
Date: 2007-03-01 05:04 am (UTC)Re: :-)
Date: 2007-03-01 02:39 pm (UTC)no subject
Date: 2007-03-01 02:42 pm (UTC)Но
Если я захочу узнать, писал ли Лермонтов Печорина как абсолютную сволочь или как-то иначе, я обращусь к профессионалу, филологу, и буду ждать от него ответа. Но если я захочу узнать, сволочь Печорин или нет, мы как-нибудь справимся сами, спасибо.
Не справимся - в том-то и дело. Я не зря привел в пример именно "Героя нашего времени".
Проблема в том что обращение к профессиональному знанию требуется не только для того чтобы понять что имел в виду автор, но и для того чтобы понять что же, собственно, происходит.
Банальнейший пример - "Максим Максимыч". "...он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку..." - у современного читателя возникает моментальная и резкая неприязнь к Печорину. Понять что имеет место обратное - выражение Печориным крайней доброжелательности - без професионального пояснения принятого поведения в сословном обществе первой половины 19 века в принципе невозможно.
Можно применить свою этику независимо от авторской. Но применять ее надо к тому что написано в книге, а не к воображаемому тобой. Если уж ты берешь книгу в качестве примера.
Kizune среди прочих таки делает именно эту методологическую ошибку. Отнюдь не все герои "За миллиард лет до..." изобретают потенциальную бомбу - Малянов и Глухов как раз делают дела вполне безобидные. Kizune же ничтоже сумнящеся начинает с обвинения героев книги в том что они все "слуги диаволовы" не только с точки зрения kizune но и внутри произведения. Отсюда и немедленная фальсификация со смыслом "культурного воздействия США на Японию", например.
Такие дела.
no subject
Date: 2007-03-01 02:54 pm (UTC)no subject
Date: 2007-03-01 08:52 pm (UTC)